Гутенева Г. Д. «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Мастер класс для родителей.
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста 5–6 лет
Цель:
1. Приобщить родителей к образовательному процессу.
2. Ознакомление с методами и приёмам и обучения детей:
- развитие мелкой моторики,
- развитие артикуляционной моторики
3. Помочь родителям увидеть учебную проблему ребёнка или наоборот убедить в успешности освоения им знаний на этапе:
- автоматизации звука «Л» в слогах,
- опознание звука «Л» из ряда слогов, отдалённых по артикуляционному и акустическому подобию.
Ход мастер-класса:
1. Организационный момент.
Уважаемые родители.
Речь является сложной функцией, присущей человеку, и развитие её зависит от многих факторов. Большую роль играет влияние окружающих. Ведь ребёнок учится говорить на примере родителей, друзей и педагогов.
Зависимость речи детей от особенностей речи родителей очень велика. Подражая окружающим, они перенимают все тонкости произношения, несовершенства и ошибки, встречающиеся в речи взрослых. Поэтому важно, чтобы ребенок с детства слышал правильную, чёткую, выразительную речь, на базе которой будет формироваться его собственная.
Сегодня на нашем занятии я хочу научить Вас различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи.
Наше занятие мы начинаем с развития мелкой моторики.
2. Развитие мелкой моторики.
Существует тесная связь речи с моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (Сухомлинский)
Становлению мелкой моторики способствуют упражнения:
- с различными мелкими предметами: пуговицами, счетными палочками, крупой, орехами, зернобобовыми, бусами, прищепками,
- рисование карандашами, мелками,
- собирание построек из кубиков,
- складывание бумаги более чем один раз,
- шнурование ботинок,
- лепка из пластилина.
Кроме развития мелкой моторики важно нормализовать мышечный тонус.
3. Нормализация мышечного тонуса.
Самомассаж активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица:
- гладим лоб,
-рисуем очки,
- гладим нос и щеки по направлению к ушам,
- гладим подбородок по направлению к ушам,
- гладим шею сверху в низ.
Кроме нормализации мышечного тонуса необходимо подготовить органы артикуляции.
4. Развитие артикуляционной моторики.
Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое нёбо.
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребёнка больших энергетических затрат, определённых усилий и терпения.
Для закрепления любого навыка необходимо систематическое повторение.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные необходимые для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика – является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения.
Проводится комплекс упражнений на звук «Л».
5. Анализ артикуляции по плану.
- положение губ
- положение языка
- характер выдыхаемой струи
- участие голосовых складок
- показ ручной модели
6. Автоматизация звука «Л» в слогах и словах.
Логопед: Ребята сегодня к нам в гости пришла сказка «Репка»
Логопед: Посадил дед репку. Он её поливал утром и вечером.
Дети: Л-Л-Л-Л-Л
Логопед: Вокруг репки травку полол.
Дети: Ла-Ла-Ла, Ло-Ло-Ло, Лу-Лу-Лу, Лы-Лы-Лы
Логопед: Землю рыхлил.
Дети: Ал-Ол-Ул-Ыл.
Логопед: А когда репка выросла, стал её тянуть. Но вытянуть не может. Позвал дед бабку. Стали они репку тянуть.
Дети: Пла-Плы-Плэ, Кло-Клу-Клы, Слэ-Сла-Слу.
Логопед: Тянут они репку, а вытянуть не могут. Позвали внучку. А внучка сидит перед зеркалом, прихорашивается да у зеркала спрашивает:
- Я милая, славная, ласковая.
Дети: милая, славная, ласковая.
Логопед: Прибежала внучка в огород, тянут репку, а вытянуть не могут. Позвали они Жучку, а Жучка в это время пытается поймать комариков.
Логопед: Ребята, когда услышите слог со звуком «Л» хлопните в ладоши:
ПА-КУ-ЛО-ФЭ-ЗЫ- ЛА-ПЛА-МУ-СЛУ
Дети: Хлопают в ладоши на слога со звуком «Л».
Логопед: Прибежала Жучка, но репку вытянуть не получается. Позвали тогда кошку. А кошка в это время хозяйничает, смотрит, что плохо лежит.
Дети: Рассматривают картинки со звуком «Л» и проговаривают их.
Логопед: Прибежала кошка, тянут репку, а вытянуть не могут. Позвали мышку.
Логопед: Помогла им мышка и вытянули репку.
Итог.
Логопед: Ребята, какой звук мы с вами учим.
Дети: Звук «Л»
Повтор анализа артикуляции, заключительное проговаривание звука.
Развиваем речевое дыхание
Если Вы хотите помочь своему ребенку овладеть правильным звукопроизношением, овладеть голосом, необходимо, прежде всего, научить его правильно дышать. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Лучше делать упражнения на свежем воздухе (особенно летом). Если нет такой возможности – озаботьтесь проветриванием помещения. Дыхательные упражнения очень утомительные и могут вызвать даже головокружение, поэтому давайте отдохнуть ребёнку, не перегружайте его, чередуйте с другими видами деятельности. Игры и упражнения, которые помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
ИГРА 1. «Лети, бабочка (листочек, птичка…)».
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки (листочка, птички…).
Ход игры: Перед началом игры к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Взрослый показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. - Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. (Взрослый дует на бабочек) - Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
ИГРА 2 «Снежинки»
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает ребенку про зиму. - Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давай подуем на снежинки! Взрослый показывает, как дуть на вату, ребенок повторяет. ИГРА 3 «Весёлые шарики»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: легкий пластмассовый шарик.
Ход игры: Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Садимся за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. - Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали! Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию.
ИГРА 4 «Мыльные пузыри»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра, пластиковая бутылка с отрезанным дном.
Ход игры: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.