Руководство всей деятельностью
детского сада осуществляется заведующей
в соответствии с Уставом образовательного учреждения. Заведующая обеспечивает
своевременное комплектование групп в соответствии с решением психолого – медико
– педагогического центра диагностики и консультирования; совместно с коллективом
создает климат психологического комфорта, формирует предметно – развивающую среду. Коррекционно-развивающий
процесс реализуется взаимодействием в работе учителей-дефектологов,
учителей-логопедов воспитателей, педагога-психолога и других специалистов
образовательного учреждения. Только при взаимодействии возможно достижение результата.
Особое внимание мы хотим уделить МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ специалистов в
коррекционно – образовательном пространстве дошкольного образовательного
учреждения, которая разработана в процессе реализации инновационного проекта
«Взаимодействие
специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ.
Модель наглядно демонстрирует
профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с дошкольниками с
особыми образовательными потребностями (в нашем случае: дети с ЗПР, нарушением интеллекта, слуха,
зрения, речи), а так же функциональные обязанности каждого специалиста ДОУ учителя
– дефектолога, педагога – психолога, учителя – логопеда, воспитателя,
музыкального руководителя, инструктора физического воспитания) по отношению к
воспитаннику. Все специалисты при создании модели работают под руководством старшего
воспитателя, который является организатором и координатором всей
коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный
интегрированный календарно-тематический план.
УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ диагностируЕт: уровень сформированности психических
процессов, особенности познавательной деятельности, определяет уровень
сформированность представлений о себе и окружающем мире, элементарных
математических представлений.
1.
СОСТАВЛЯЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ, ПЛАНЫ
СПЕЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ.
2.
РАЗВИВАЕТ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ФОРМИРУЕТ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, РАСШИРЯЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, ОБОГАЩАЕТ
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, ОБЕСПЕЧИВАЕТ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ, РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
3.
проводИТ подгруппОВЫЕ и индивидуальнЫЕ Занятия
в первой половине дня. ФОРМИРУЕТ подвижныЕ Подгруппы с учетом актуального
уровня развития детей.
4.
консультирует педагогических работников и родителей
о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей
работы. ЗНАКОМИТ РОДИТЕЛЕЙ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ДИАГНОСТИКИ, С ПЛАНОМ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
5.
участвует в методических ОбъединениЯХ, и
является активным членом психолого – медико – педагогического
консилиума мдоу.
6.
ОРГАНИЗУЕТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО
С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
ЛОГОПЕД диагностирует: УРОВЕНЬ ИМПРЕССИВНОЙ И ЭКСПРЕССИВНОЙ
РЕЧИ (ЛЕКСИЧЕСКИЙ, ГРАММАТИЧЕСКИЙ, СЛОГОВОЙ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ,
ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ СТРОЙ).
1.
СОСТАВЛЯЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ, ПЛАНЫ
СПЕЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ.
2.
ОСУЩЕСТВЛЯЕТ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСТАНОВКУ
ДИАФРАГМАЛЬНО-РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ, КОРРЕКЦИЮ ДЕФЕКТНЫХ ЗВУКОВ, ИХ АВТОМАТИЗАЦИЮ,
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ, ВВЕДЕНИЕ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РЕЧЬ.
3.
ПРОВОДИТ ПОДГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
(1 ГОД ОБУЧЕНИЯ), ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ).
4.
ВВОДИТ В РЕЖИМНЫЕ
МОМЕНТЫ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
5.
консультирует
педагогических
работников и родителей о применении ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ методов и технологий
коррекционно-развивающей работы. ИНФОРМИРУЕТ РОДИТЕЛЕЙ О РЕЗУЛЬТАТАХ
ДИАГНОСТИКИ, О ПЛАНЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
6.
участвует в методических ОбъединениЯХ,
является активным членом психолого – медико – педагогического
консилиума.
7.
ОРГАНИЗУЕТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ И РЕЧЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
ВОСПИТАТЕЛЬ
1.
ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНО - ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГРУППАМ И ИНДИВИДУАЛЬНО, ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
2.
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
ЧЕРЕЗ РУЧНОЙ ТРУД И КОНСТРУИРОВАНИЕ. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
3.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ВЫПОЛНЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ
СПЕЦИАЛИСТОВ.
4.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО КЛИМАТА
В ГРУППЕ С ПОМОЩЬЮ РОДИТЕЛЕЙ.
5.
консультирОВАНИЕ родителей о ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО –
ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ, УРОВНЕ РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
6.
Воспитатель совместно с логопедом и дефектологом участвует в
исправлении у детей речевого нарушения, а также развитии психических
процессов, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных
программой детского сада.
ПСИХОЛОГ
1.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ;
2.
ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА.
3.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
РАБОТА С ДЕТЬМИ.
4.
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ
ОТКЛОНЕНИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ СТОРОН ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
5.
СПЕЦИАЛЬНО –
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ВХОДЯЩИМИ В ГРУППУ «РИСКА».
6.
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
7.
РАБОТА С
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ.
8.
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ.
9.
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
С РОДИТЕЛЯМИ.
10.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С
РОДИТЕЛЯМИ.
11.
оказывает
методическую помощь дефектологам и воспитателям в разработке коррекционных
программ индивидуального развития.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
1.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
МУЗЫКАЛЬНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.
2.
УЧЕТ ПСИХОРЕЧЕВОГО И
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПОДБОРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО, ПЕСЕННОГО РЕПЕРТУАРА.
3.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА
ЗАНЯТИЯХ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОГИМНАСТИКИ, МУЗЫКОТЕРАПИИ, КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКИ,
ПЛАСТИЧЕСКИХ ЭТЮДОВ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ИМПРОВИЗАЦИЙ ДЕТЕЙ.
ИНСТРУКТОР ФИЗКУЛЬТУРЫ
1.
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
ДЕТЕЙ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.
ПРОВЕДЕНИЕ
ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКИ, САМОМАССАЖА, РИТМИКИ.
МЕДПЕРСОНАЛ
1.
ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
2.
СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ САНИТАРНО – ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ.
3.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ РЕЖИМА И КАЧЕСТВА ПИТАНИЯ.
4.
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПО ДАННЫМ
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
5.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ
ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ
РЕГУЛЯРНЫХ ОСМОТРОВ.
6.
ПРОВЕДЕНИЕ МАССАЖА ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА.
7.
ПРОВЕДЕНИЕ
ФИЗИОПРОЦЕДУР И МЕДИКАМЕНТОЗНОГО
ЛЕЧЕНИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА ПЕДИАТРА, НЕВРОЛОГА.
8.
ОРГАНИЗАЦИЯ «ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО СНА», АРОМАТИЗАЦИЯ СПАЛЬНИ УСПОКОИТЕЛЬНЫМИ
ТРАВАМИ.
9.
Врач-психоневролог консультирует дефектологов, логопедов,
воспитателей по вопросам индивидуального подхода к детям и выбора
соответствующих условий их дальнейшего обучения.
Были определены
формы взаимодействия специалистов: педсоветы, консультации, тренинги,
семинары-практикумы, с приглашением педагогов других детских садов, школ
(различного вида), родители), медико – психолого - педагогические консилиумы,
деловые игры, круглые столы, анкетирование,
просмотр и анализ открытых занятий и др.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Тесная взаимосвязь учителей
-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей, музыкальных руководителей
возможна при условии:
совместного
планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения
последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения
составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
одновременного решения
коррекционно-образовательных задач, учителя-логопеда, учителя -
дефектолога, воспитателя (каждый на своем занятии). Только в этом случае
коррекция недостатков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
будет осуществляться системно.
успешная
психолого-педагогическая коррекция развития дошкольников возможна при условии тесной взаимосвязи и
преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства
требований, предъявляе |