Семинар-практикум с педагогами ДОУ
Развитие познавательной активности у мальчиков и девочек
(гендерное воспитание).
Подготовила воспитатель МБДОУ №58 Иваницкая Л.В.
Цель: повышение психологической компетентности педагогов ДОУ; развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.
Информационный блок.
Теория полоролевого подхода в воспитании девочек и мальчиков разработана в XVIII в. Ведущая идея – связь поведения и жизненных стратегий человека с биологическим полом.
Полоролевой подход означает целенаправленную подготовку мальчиков и девочек к взаимодополняющим, но не равноценным функциональным ролям в семье и обществе. Большинство сторонников полоролевого подхода в воспитании характеризуют типично мужской образ как набор черт, связанных с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. Общая закономерность состоит в том, что «эталонные образы мужчин» представляются как властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. О женщинах, напротив, говорят как о зависимых, кротких, слабых, боязливых, эмоциональных, чувствительных, нежных, мечтательных и суеверных.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.
Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по - новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.
У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. Дети одного возраста, посещающие одну возрастную группу, будут иметь разный биологический возраст по характеристикам созревания мозговых структур: девочки опережают мальчиков на 1-1,5 года.
У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление (поэтому этим объясняется тот факт, что некоторые девочки начинают говорить очень рано).
У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста (до старшего дошкольного возраста) доминирует образно-чувственная сфера – мыслят образами и представлениями.
Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:
В умственной деятельности
Девочки:
- быстрее схватывают новый материал;
- легче усваивают алгоритмы и правила;
- любят задания на повторение;
- чаще используют ближнее зрение;
- воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
- лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”.
Мальчики:
- труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
- им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;
- лучше выполняют задания на сообразительность;
- не терпят однообразия.
Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям:
- Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своей группы, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.
- При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:
а) пути решения познавательной задачи должны носить как нформационный, так и исследовательский характер;
б) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола;
в) использовать больше наглядности на занятиях;
г) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера;
д) при обучении новому материалу рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т.к. дети взаимодополняют друг друга;
е) в начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание;
ж) при объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков.
Внимание.
У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность.
Эмоции.
- Мальчики в дошкольном возрасте эмоционально чувствительны и склонны к ситуативной тревожности не меньше чем девочки, хотя внешне эмоции могут не отражаться на лице;
- Эмоциональная выразительность девочек высока и легко «считывается» взрослым с лица. К тому же, девочки более легко говорят о том, что они чувствуют, их чувства «вербализированы».
Мотивация деятельности и оценка достижений.
- Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей.
- Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном. Каждый приобретенный навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям.
Игра и поведение.
Мальчики:
- Мальчики более подвижны, больше кричат, бегают;
- В социальном поведении мальчики характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность.
- Стремятся к независимости.
- Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше.
- Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей.
Рекомендации педагогам:
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но стоит учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию. Необходимо предоставить им пространство и следить, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть.
- Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
- Мальчик в случае усталости истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария).
Девочки:
- Девочкам пространства нужно меньше, но атрибутов для сюжетно-ролевых игр больше;
- В социальном поведении девочки характеризуются более высоким уровнем развития таких черт как дружелюбность и контактность.
- Стремятся к взаимозависимости.
- Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.
10. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.
11. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
Закрепление полученной информации. Мозговой штурм.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам сейчас в качестве закрепления того, что Вы услышали и более качественной переработки услышанного, разделиться на 2 подгруппы и сесть за эти столы. На каждом столе имеются листы, на которых написаны те самые отличия в развитии мальчиков и девочек, о которых мы сейчас говорили.
Ваша задача: читая эти особенности, определить, кому же они принадлежат и разделить на 2 части: что принадлежит мальчикам, а что - девочкам.
Выполнение задания, обсуждение.
Следующее задание будет немного иным: Вам предлагается вспомнить, исходя из того, что вы услышали, каким рекомендациям следует придерживаться педагогам во время организации занятий и в совместной деятельности – 1 подгруппе; а 2 подгруппе - каких же рекомендаций следует придерживаться педагогам в общении с детьми в свободной деятельности и игре.
Выполнение задания, обсуждение.
|