Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог статей
Авторская система учителя-дефектолога Кудымовой Т.В.
Название игры |
Программное содержание |
Этапы игры |
Связь с другими видами деятельности |
«Пентамимо» |
Развивать логическое мышление, воображение, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. |
Младшая группа
1. Знакомство с частями игры, рассматривание и называние каждой части:
*по цвету (желтая – солнышко, зеленая – травка и т.д.);
*по форме (крестик, палочка ступенька и т.д.)
2. Создание детьми фигур по образцам, состоящим из 2-3 деталей:
*все детали в образцах одного цвета;
*все детали в образцах соответствуют по цвету деталям в игре.
Старшая группа
1.Называние частей можно усложнить, например: буква М, минус, плюс, буква Г, уголок, буква Р.
2. Конструирование фигур, используя большое количество деталей.
*по образцам, в которых прорисованы некоторые детали;
*на образце имеется только контур изображения.
Установка на игру
В некотором царстве в некотором государстве было Королевство Шахматной Доски. Однажды злой волшебник решил разделить все королевство на маленькие квадра-тики. Но добрая королева прогнала его, и злой волшебник не успел завершить свой замысел. Так из Королевства Шахматной Доски получились вот такие фигурки. |
1. На занятиях по математике:
*посчитать, сколько граней у фигурки;
*сколько частей используется в той или иной фигуре;
*найти среди всех частей знаки «плюс», «минус», «больше», «меньше»;
*найти прямоугольники или все части, в которых встречается прямой угол.
2. На занятиях по познавательному развитию:
*выложить такую машину, которую вы встречали в нашем городе («транспорт»);
*выложить животное, о котором мы говорим.(«животные пустыни», «животные крайнего севера» и т.д.)
3. На занятиях по ИЗО:
*выложить то, что больше всего нравится, а затем нарисовать на листке бумаги и раскрасить; *выложить сказочное животное, нарисовать и раскрасить.
4. В свободное время:
*самостоятельное конструирование;
* игры-соревнования между командами или отдельными детьми. |
«Монгольская игра» |
Развивать мышление, память, воображение, умение практически составлять новые геометрические фигуры из име-ющихся и представлять, какая фигура получится в результате. |
1. Знакомство с частями.
2. Сравнивание их с геометрическими фигурами и называние каждой части.
3. Конструирование фигур по образцам:
а) в младшей группе образцы состоят из 2-3 деталей, каждая из них четко выделена;
б) в старшей группе образцы могут состоять из всех деталей, но не обязательно их выделять.
Установка на игру
1 . Жила-была в глубокой кастрюле Манная каша. Надоело ей там сидеть, в кастрюле было темно и душно, и решила она посмотреть, что же находится за кастрюлей. Высунулась Манная каша из нее и шлепнулась на пол. Разлетелись брызги от каши в разные стороны. А когда она собрала все свои брызги получилась из нее Манная собака (выложить по образцу собаку). Вдруг ей навстречу выбежал громадный пёс и хотел ее укусить, да только весь измазался кашей. А Манная собака превратилась в Манную галку и улетела (используя треугольники выложить галку). Полетела она обратно домой в кастрюлю, шлёпнулась в нее и снова стала сама собой.
2. В одной квартире, у одного мальчика был Волшебный телевизор. Однажды мальчик случайно его разбили и теперь телевизор показывает то, что можно сложить из его осколков. |
1. На занятиях по математике:
а) при знакомстве детей с геометрическими фигурами;
б) для сравнения деталей (больше, меньше, одинаковые);
в) при счете (сосчитать все треугольники, все квадраты, все прямоугольники).
2. На занятиях по родному языку:
а) выложить из частей главного героя сказки
б) выложить по образцу фигурки животного и придумать (или вспомнить) про него сказку.
3. На занятиях по познавательному развитию:
а) выложить животное, которое вы любите (тема «Домашние животные»);
б) выложить здание или дом(тема «Город мой»).
4. На занятиях по ИЗО (выложить предмет по образцу, а затем перенести его на бумагу и раскрасить).
5. В свободное время: а) игры-соревнования между командами или отдельными детьми;
б) самостоятельное конструирование. |
«Волшебный круг» |
Развивать у детей про-странственное воображение, желание решить задачу самостоятельно, проявляя настойчивость, смекалку, сообразительность. |
1. Знакомство и название каждой части
2.Конструирование фигур с использованием образцов.
3.Придумывание и складывание детьми новых фигур без образцов.
Установка на игру
1. Загадка: С. Я. Маршак. Горит, как хвост павлиний. Каких цветов в нем нет!
лиловый, красный, синий, зеленый, желтый цвет Огнями на просторе Играет легкий шар То в нем синеет море, То в нем горит пожар В нем столько блеску было, Была такая спесь, А он - воды и мыла Раздувшаяся смесь
(Мыльный пузырь).
2. Жил-был мыльный пузырь. Однажды когда он вышел погулять, подул сильный ветер, подхватил пузырь и понес его по воздуху. Летел, летел Мыльный пузырь, на-ткнулся на дерево и лопнул. Разлетелись его брызги в разные стороны. Что же делать? Нужно помочь нашему пузырю, выложить из его брызг-частей новые фигуры. |
1. На занятиях по математике:
а) знакомство с геометрической фигурой «круг»;
б) при прямом и обратном счете;
в) из всех частей выбрать все треугольники;
г) найти те части, в которых есть прямой угол;
д) выложить из всех треугольников новую геометрическую фигуру.
2. На занятиях по развитию речи:
а) выложить сказочное животное и придумать про него удивительную историю;
б) загадать загадку, выложить отгадку.
3. На занятии по познавательному развитию:
а) представить и выложить ракету для космонавтов («День космонавтики»); б) выложить животное, обитающее в море (тема «Морские животные»).
4. На занятиях по ИЗО (выкладывание и рисование животного, ракеты, сказочного человечка). |
«Вьетнамская игра» |
Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение, мелкую моторику руки, усидчивость, умение до-водить начатое дело до конца. |
1. Знакомство и называние каждой части.
2. Знакомство со способами соединения деталей:
а) деталей соединяются точно край к краю;
б) края деталей примыкают друг к другу наполовину;
в) отдельные детали только касаются основных частей.
3. Конструирование фигур с использованием образцов.
4.Конструирование детьми новых фигур без образцов.
Установка на игру
Жила-была Волшебная тарелка. Она лежала на сушилке и только иногда в нее накладывали что-нибудь. В конце-концов ей надоело это, и она решила повидать белый свет. Тарелка вывалилась из сушилки на пол и разбилась на несколько частей. Хозяйка собрала осколки и выбросила их. Лежала разбитая тарелка на улице и решила идти погулять - Но ведь, от нее остались осколки! Давайте поможем тарелке. |
1. На занятиях по математике:
а) знакомство с геометрической фигурой «круг».
б) при прямом и обратном счете;
в) найти одинаковые части.
2. На занятиях по развитию речи (сложить фигуру и придумать рассказ).
3. На занятиях по ИЗО (выложить сказочную птицу или животное, нарисовать и раскрасить).
4. В свободное время:
а) самостоятельное конструирование;
б) игры-соревнования между командами или отдельными детьми. |
«Колумбово яйцо» |
Развивать внимание, память, воображение, умение анализировать и синтезировать, коммуни-кативные качества |
1. Рассматривание, сравнивание и название частей.
2. Конструирование фигур по образцам.
3. Придумывание и складывание детьми новых фигур без образцов.
Установка на игру
1. Рассказать сказку «Курочка Ряба»
2. В одной стране было «волшебное зеркало». Однажды в эту страну прилетел злой волшебник и разбил зеркало на маленькие кусочки. Но потом прилетела добрая фея и собрала из этих кусочков... Что можно сделать из осколков зеркала?
3. В лесу живут сказочные птицы, но они спрятались. Давайте их найдем.
4. Какие сказки спрятались в этих силуэтах? («Курочка Ряба», «Аленький цветочек», «Буратино» и т. д. |
1. На занятиях по родному языку:
а) при чтении сказки выложить героя этой сказки;
б) выложить героя сказки, придумать другое окончание.
2. На занятиях по грамоте:
а) может прийти гость, дети узнают кто, если сложат его по образцу;
б) перед работой в тетрадях использовать в качестве разминки пальцев рук.
3. На занятиях по математике:
а) прямой и обратный счет;
б) знакомство с фигурой «овал», «треугольник», «квадрат»;
в) составление из треугольников других геометрических фигур.
4. На занятиях по труду (вырезать детали из цветной бумаги и сделать аппликацию к сказке).
5. На занятиях по ИЗО. |
Характеристика
авторской системы учителя-дефектолога Кудымовой Т.В. «Развитие математических и
интеллектуальных способностей ребенка»
Изучив множество литературы, в
которой описывалось значение дидактических игр, условия для их успешного проведения,
способности, формирующиеся у дошкольников, а также различные методики и
технологии, разработанные опытными педагогами-новаторами, я составила свою
систему дидактических игр. Я уверена, что на сегодняшний день она актуальна
для развития детей с ЗПР, потому что в ней систематизированы игры, развивающие
все психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие, речь,
внимание, ощущение), а также индивидуальные проявления и особенности личности
(сила воли, чувство уверенности в себе, творчество и т.д.). А всё это в целом
способствует развитию математических и интеллектуальных способностей ребёнка.
Свою систему я строила с учётом следующих принципов
воспитания и обучения:
-
принцип наглядности: (в любой игре должна использоваться
эстетически оформленная наглядность, т.к. ребёнок «мыслит формами, красками,
звуками»);
-
принцип сознательности: (в игре ребёнок должен понимать
что, почему и как он это будет делать);
-
принцип доступности; (любая игра должна соответствовать
возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, обучение игре на оптимальном
уровне трудности положительно влияет на темп и эффективность обучения);
-
Принцип систематичности и последовательности: (чем
меньше в процессе игры перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов,
тем он протекает успешнее и приносит больше результатов);
-
Принцип прочности: (чем интереснее для ребёнка игра,
тем прочнее и дольше сохраняются у него достигнутые с помощью игры цели и
задачи);
Моя система представлена следующими разделами:
-
Название игры, автор;
-
Программное содержание, где расписаны цели и задачи, а
также развитию каких психических процессов способствует данная игра, какие
умения и навыки развивает;
-
Этапы игры, где описаны последовательность, условия
проведения игры;
-
Связь данной игры с другими видами деятельности. Здесь
даны конкретные методические рекомендации для педагогов о том, как эффективно можно использовать
представленную игру в других видах деятельности.
К некоторым играм, представленным
в системе, прилагаются сказки, которые можно использовать в ходе ознакомления
с игрой.
Все игры, входящие в мою
систему, можно рассматривать как одно из средств, обеспечивающих рациональную
взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне занятий. Данный материал
можно использовать как отдельное занятие или в его конце, когда наблюдается
снижение умственной активности детей, а также в качестве самостоятельной
деятельности детей.
Место
дидактической игры в структуре занятия по развитию математических
представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием
занятия.
В процессе
обучения дошкольников математике, я непосредственно включаю игру в занятие, а
она, таким образом, является средством освоения новых знаний, расширения,
уточнения, закрепления учебного материала. Я использую дидактическую игру в
решении задач индивидуальной работы с детьми, а также провожу их со всеми
детьми или с подгруппой детей в свободное от занятий время. |
Категория: Творческие работы педогогов | Добавил: Администратор (13.02.2011)
|
Просмотров: 1686 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|